Общественная организация «За качественное образование»

Сотрудничество с работодателями и технологический суверенитет: как российские вузы готовят будущих машиностроителей

Востребованность специалистов в области машиностроения растет с каждым годом. Для удовлетворения потребностей рынка труда Минобрнауки России последовательно увеличивает количество бюджетных мест на соответствующие направления подготовки. Представители российских вузов рассказали о том, как сегодня готовят кадры для отрасли.

В 2022 году по укрупненной группе специальностей и направлений «Машиностроение» смогут поступить и учиться на бюджетной основе 21 154 абитуриента. Это на 832 места больше, чем в 2020 году.

В вузах, где по конкурсу распределяют больше всего контрольных цифр приема, отмечают, что большая часть студентов по этому направлению получает предложения о работе еще во время учебы или в течение года после выпуска. Например, в Сибирском государственном университете науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва (СибГУ) предложения о работе в кратчайшие сроки получает порядка 80% выпускников, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана их доля составляет 90%. Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету благодаря тому, что вуз заключил долгосрочные договоры о практической подготовке с рядом региональных предприятий, удается трудоустроить 100% ребят.

В Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» по специальности трудоустраиваются порядка 70% ребят, окончивших обучение в области машиностроения. По словам начальника управления приема практик и трудоустройства МГТУ «СТАНКИН» Антона Сидорова, ежегодно вуз заключает более 300 новых договоров с промышленными предприятиями о производственных и преддипломных практиках для обучающихся по направлению «Машиностроение».

«Для ориентирования студентов и помощи в подборе мест практик мы проводим опрос ключевых партнеров, узнаем их потребности в практикантах на каждый учебный год. На 2021/2022 учебный год у предприятий была потребность в 1,5 тыс. обучающихся бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры. Ежегодно студенты МГТУ «СТАНКИН» в рамках практической подготовки проходят производственные и преддипломные практики на крупных промышленных предприятиях Москвы, Московской области и других регионов. Здесь происходит не только знакомство с реальным производством, но и проверка полученных знаний, приобретение навыков работы с реальными задачами. Это еще и уникальный опыт, который дает студентам полное представление о деятельности предприятия и будущей профессии», — отмечает Антон Сидоров.

С коллегой из СТАНКИНа согласен директор Института машиноведения и мехатроники СибГУ им. Решетнёва Максим Мелкозеров. По его словам, благодаря сотрудничеству с реальным бизнесом и возможности проходить практику на действующих предприятиях студенты знакомятся с самым современным оборудованием и начинают решать производственные задачи уже в процессе обучения.

«Университет Решетнёва широко использует технологии практико-ориентированного обучения студентов с включением в образовательные стратегии тематик, перспективных и приоритетных для индустриальных партнеров вуза. В этом случае часть образовательного процесса реализуется непосредственно на предприятии, а студенты получают возможность на лабораторных и практических занятиях осваивать современное оборудование, приобретая при этом новые профессиональные компетенции», — делится опытом Максим Мелкозеров.

Студентов привлекают и в научно-исследовательские работы, которые университеты ведут совместно с промышленниками. Так, например, на факультете «Машиностроительные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется около 300 научных разработок разной степени сложности. Во все разработки привлечены магистранты, специалисты и аспиранты. В СТАНКИНе доля студентов, принимающих участие в выполнении НИР, составляет 9-10% от общего числа студентов дневной формы обучения.

Среди основных промышленных партнеров вузы, обучающие по профилю «Машиностроение», называют таких «тяжеловесов», как госкорпорации «Росатом» и «Ростех», Газпром, ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», НПЦ газотурбостроения «Салют», ФКО «Роскосмос». Также университеты сотрудничают с региональными заказчиками, такими как ПАО «Протон-ПМ», АО «ОДК-Пермские моторы», АО «Редуктор-ПМ», АО «Пермский завод «Машиностроитель» и другими. Благодаря такому сотрудничеству руководство и преподаватели вузов имеют возможность разрабатывать учебные программы непосредственно под запрос заказчика.

Например, в СибГУ уже в этом году стартует набор на новую программу бакалавриата «Комплексный инжиниринг высокотехнологичного сварочного производства», которая в полной мере учитывает современные тенденции цифровизации производства и была разработана при участии ведущих предприятий Красноярского края в области сварочных технологий. Кроме того, в рамках проекта «Приоритет 2030» для индустриальных партнеров вуза ведется разработка следующих новых программ: «Цифровое проектирование элементов и устройств систем энергоснабжения ракетно-космической техники», «Технологические процессы цифрового производства изделий ракетно-космической техники», «Метрологическое обеспечение виртуальных испытаний систем космических аппаратов».

В СТАНКИНе программы обновляются ежегодно в соответствии с требованиями рынка. Особую роль играет и цифровизация. Среди новых учебных профилей, открытых в вузе за последние годы, — «Производственный инжиниринг», «Цифровая трансформация машиностроительных производств», а также ряд программ дополнительного профессионального образования в области аналитики больших данных и искусственного интеллекта, которые студенты могут проходить бесплатно одновременно с освоением основных программ высшего образования.

При этом в вузах отмечают, что основной вектор в машиностроении сегодня — это обеспечение технологического суверенитета, то есть переход на отечественное оборудование, инструменты, цифровые решения, быстрый подбор аналогов, выстраивание гибких логистических и производственных цепочек.

«Сейчас особенно обострилась потребность в тех компетенциях, которые СТАНКИН традиционно считал важнейшими при подготовке конструкторов, технологов, а также IT-специалистов и экономистов. Это целостное понимание жизненного цикла продукта и современных технологий производства, обучение, основанное на запросах организаций машиностроительного сектора. Уникальная задача, которую умеют решать наши выпускники, — это вывод в серию новых видов продукции и цифровизация производств, которые находятся в разных технологических укладах, на различных уровнях автоматизации и проникновения промышленного интернета вещей», — заключает ректор МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный.

Источник: https://minobrnauki.gov.ru

Total
0
Shares
Добавить комментарий
Предыдущая новость

Победители олимпиады МГТУ «СТАНКИН» поступят в лучшие инженерные вузы страны

Следующая новость

Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» расширяет список услуг

Похожие новости
Читать больше

В Москве завершился региональный интенсив для вузов по развитию фиджитал спорта в России

Более 100 представителей вузов из 31 субъекта России стали участниками и слушателями Регионального интенсива по развитию фиджитал спорта «Создавая будущее», приуроченного к подготовке…

VIII Всероссийские соревнования по подводной робототехнике

С 6 по 7 мая 2022 года во Владивостоке пройдут Всероссийские соревнования по подводной робототехнике среди школьников и студентов, в ходе которых победители и призеры окружных соревнований…
Читать больше

В Минобрнауки России обсудили критерии эффективности межвузовских кампусов

В Министерстве науки и высшего образования РФ состоялось совещание с представителями региональных рабочих групп по вопросам реализации проектов по созданию кампусов мирового уровня. Встреча…

Минобрнауки и РАН вырабатывают совместные решения по развитию российских научных журналов

Планы по изданию ведущих российских научных журналов на русском и английском языках обсудили в Минобрнауки России представители ведомства, Российской академии наук (РАН),…